ГЛАВА II
III. ПЕРЕХОДЫ
Закончив подготовку и разучивание приемов, переходим к более сложной тренировке — переходам.
Переходом называется перемена неудавшегося приема на более удачный.
Есть два вида переходов:
- Переходы на одной руке.
- Переходы на двух руках.
I. Переходы на одной руке
Обороняющийся дает согнутую в локтевом суставе руку нападающему и сопротивляется напряжением мышц (без помощи второй руки) только в момент применения к нему приема. Сам же приемов нападающему не делает. Изучение ведется последовательно в четыре раздела:
а) При помощи двух взаимно последовательных приемов даем основное понятие о переходе. Например: неудавшийся прием — загиб руки за спину толчком при сгибе руки в локтевом суставе обороняющимся возможен переход на прием узел. Если нам не удался прием узел, и обороняющийся выпрямил руку, делается прием рычаг вниз.
б) В этом разделе дается не только понятие о переходе, но и ставится задача практически освоить данный переход. Это освоение заключается в отработке у обучающегося быстроты переходов иориентировки в данном количестве приемов.
Для того, чтобы быстрота и внимание воспитывались у каждого обучающегося, берем такое количество приемов, которое представляло бы собою логическую последовательность — от приема неудачного к более удачному.
Кроме того, обучающийся получает основное понятие о первичной тактике схватки.
Во втором разделе изложена техника 4-х приемов: дожим кулакав кисти, поворот предплечья во внешнюю сторону, узел и загиб руки за спину толчком.
в) Если во втором разделе количество приемов давало возможность быстро переходить с одного неудачного приема на более удачный, то в третьем разделе количество приемов больше и разнообразнее, что осложняет тренировку и мешает обучающемуся ориентироваться в данной обстановке. Кроме того, во втором разделе переходов на одной руке мы тренировали у обучающихся скорость проделывания и умение ориентироваться в небольшом количестве приемов, в то же время сама тренировка носила характер простого перехода, т. е. встретив сопротивление со стороны обороняющегося предназначенному приему, нападающий быстро переходит к другому приему. Тренировка же третьего раздела состоит из более усложненного процесса применения приемов. Здесь предназначенный прием уже становится преднамеренным для того, чтобы отвлечь внимание обороняющегося и неожиданно для него перейти к главной цели тренировки — выполнению задуманного приема.
Из этого видно, что в третьем разделе играет роль умение отвлекать приемами, обманывать и направлять мысль партнера, искать защиту там, где она не требуется. К четырем приемам второго раздела добавляем: загиб руки за спину на руке, загиб руки за спину нырком и рычаг вниз основной. Изучив переходы на левой руке, следует все повторить на правой руке.
г) Дальнейшая тренировка в переходах на одной руке идет на все приемы, которые изучались в стойке за исключением ударов и рычагов вверх и удушения. При тренировке на все приемы преподаватель должен внимательно следить за постепенным нарастанием количества примененных приемов у обучающегося.
Добиться понимания у обучающихся: что такое основной прием - группах приемов и что такое «прием по принципу».
Если на это не будет указывать преподаватель, обучающиеся могут запомнить только те приемы, которые ими изучались в стойке, но не будут понимать самого главного — умения работать приемами «по принципу».
Если обучающиеся хорошо усвоили переходы, то для них все фазисная тренировка не будет трудна.
Кроме того, обучающиеся должны усвоить, как правило, что переходы являются главным стержнем всей тренировки по «Самбо».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ ТРЕНИРОВКИ В ПЕРЕХОДАХ
I РАЗДЕЛ
Тема: Переход — прием «узел» или «загиб руки за спину на руке» на одной руке.
Целевая установка: Дать элементарное понятие о переходах.
Что делает преподаватель |
Что делают обучающиеся |
Примечание |
Командует: „Приготовиться" первый номер захватывает левой рукой за левую руку второго номера, кистью поворачивает ее вовнутрь по продольной оси так, чтобы локоть был вверху, предплечье правой руки при этом следует наложить на локоть партнера. |
Исполняют команду преподавателя |
Преподаватель проверяет правильность исполнения команды. |
По команде „узел" или „загиб руки" первый номер выполняет команду. Но как только первый номер встречает сопротивление при приеме „рычаг вниз", он переходит на „узел" или наоборот. |
|
|
Делай "раз" |
То же |
То же Все упражнения повторяются несколько раз. Затем работают так же вторые номера. |
II РАЗДЕЛ
Тема: Переход на четыре приема на одной руке.
Целевая установка: Тренировать на скорость проделывания и умение ориентироваться в небольшом количестве приемов.
№№ примеров |
Что делает преподаватель |
Что делают обучающиеся |
Примечание |
Пример № 1 |
Объясняет: В переход на четыре приема входит:
1) дожим кулака в кисти
2) поворот предплечья во внешнюю сторону
3) узел
4) загиб руки за спину толчком
|
Для примера берем работу одной пары:
Первый номер пытается сделать загиб руки за спину толчком, но, встретив сопротивление и выпрямление руки, быстро переходит на „узел", встретив и здесь сопротивление, нападающий быстро переходит на „до-жим кулака в кисти".
|
|
Пример № 2 |
„Начинай" |
Рычаг вниз основной, нападающий встретил сопротивление, переход на поворот предплечья во внешнюю сторону, — неудачно, так как обороняющийся прижал руку к груди. Короткий рывок левой рукой на себя. Нападающий пропускает правую руку за предплечье обороняющегося и делает прием „узел". |
Данную комбинацию приема делать быстро. |
III РАЗДЕЛ
Тема: Переход на семь приемов на одной руке.
Целевая установка: Кроме тренировки на скорость и ориентировку, требуется от нападающего умение отвлекать обороняющегося ложными приемами (обман)
№№ примеров |
Что делает преподаватель |
Что делают обучающиеся |
Примечание |
Пример № 1 |
„Начинай" |
Нападающий ложно делает прием „загиб руки за спину на руке", но сам переходит на рычаг вниз основной, но неудачно, так как наталкивается на сопротивление, затем, быстро сделав ложный прием — поворот предплечья во внешнюю сторону, неожиданно переходит на дожим кулака кисти |
|
Пример №2 |
„Начинай" |
Нападающий ложно делает прием дожим кулака в кисти, затем быстро переходит на поворот предплечья во внешнюю сторону, но неудачно, так как встречает сильное напряжение мышц противника. Неожиданно нападающий делает ложно прием „рычаг вниз", но опять неудачно, так как обороняющийся успел согнуть руку в локтевом суставе, как раз это нужно нападающему, последний неожиданно делает прием „узел". |
При проделывании данной комбинации соблюдать темп. |
IV РАЗДЕЛ
Тема: Переход на все приемы «а одной руке (за исключением рычагов вверх и ударов).
Целевая установка: Умение свободно переходить с приема на прием.
№№ примеров |
Что делает преподаватель |
Что делают обучающиеся |
Примечание |
Пример № 1 |
„Начинай" |
Нападающий ложно делает прием „загиб руки за спину на руке", затем быстро переходит на прием „узел", но неудачно, так как обороняющийся прижимает руку к груди, этим самым машинально по эиерции нападающий близко подошел к обороняющемуся, первый неожиданно переходит на прием „дожим головы" (правой рукой рывком за шею под левую руку) |
Соблюдать темп |
Пример № 2 |
„Начинай" |
Нападающий делает ложно прием „загиб руки за спину на руке", затем быстро переходит на прием „отгибание головы назад спереди" (при этом левую руку, на которой работал раньше нападающий, захватывает сверху под правую подмышку, своей левой же рукой делает отгибание головы назад) |
Провести данную комбинацию очень быстро. |
2. Переходы на двух руках
По сравнению с переходами на одной руке, — переходы на двух руках являются более усложненным видом тренировки.
Последняя складывается из трех последовательно развивающихся этапов1.
1 После команды преподавателя «начинай» тренировка начинается из положения двухстороннего захвата и ведется самостоятельно каждым обучающимся.
1-й этап: Переходы на два приема
Перед началом проработки 1-го этапа нужно изучить пять предметов:
1. Рычаг пальцев руки локтевым сгибом руки
2. Двойной рывок (толчок-рывок) руки
3. Отгибание головы назад (как вспомогательный)
4. Выверт локтя вовнутрь
5. Рычаг вниз: основной или предплечьем ГЛАВА II
Для более легкого усвоения и лучшей организации начальной тактики переходов на двух руках дается условие: тренироваться в переходах только на два приема. Какие будут эти два приема для преподавателя безразлично, так как важно, чтобы они были применены только на руках. Преподаватель должен с обучающимся предварительно изучить ряд практических приемов. Эти примеры должны организовать и направить мысль обучающегося в области переходов на двух руках.
Основная задача первого этапа — это скорость.
Перед началом тренировки определяется нападающий и обороняющийся. Последний должен давать сопротивление только в момент применения того или иного приема, сам же ответных приемов делать не должен.
Практические примеры переходов на двух руках в два приема
№№ примеров |
Что делает преподаватель |
Что делают обучающиеся |
Примечание |
1-й пример |
Объясняет содержание примера |
„Двойной рывок руки и переход на рычаг пальцев локтевым сгибом руки" |
Рывок делать острым и переход быстрым. |
2-й пример |
Объясняет содержание примера и отдает команду „начинай" |
„Рычаг пальцев руки локтевым сгибом руки и переход на выверт локтя вовнутрь другой руки" |
|
3-й пример |
" |
„Двойной рывок руки и переход на прием. Отгибание головы назад" |
|
4-й пример |
" |
„Рычаг пальцев локтевым сгибом руки за спину „по принципу" |
|
5-й пример |
" |
„Удушение одной рукой (обозначить) и переход на рычаг вниз (основной или "по принципу")" |
|
6-й пример |
" |
„В начале делаем двойной рывок руки и переход на поворот предплечья во внешнюю сторону" |
|
2-й этап: Переходы на пять приемов
Второй этап тренировки переходов имеет задачу развить у обучающихся не только скорость, но и ориентировку при проделывании приемов. Количество приемов увеличилось и применение их усложнилось. Поэтому значимость того или иного этапа всегда увеличивается по мере углубления знаний в изучении переходов.
Тренировка 2-го этапа идет самостоятельно после команды «начинай». В нее входят все пять приемов, изученных в 1-м этапе.
Практические примеры переходов на двух руках в пять приемов
№№ примеров |
Что делает преподаватель |
Что делают обучающиеся |
Примечание |
1-й пример |
Объясняет содержание примера и отдает команду „начинай" |
„Двойной рывок руки, быстрый переход на рычаг пальцев руки, но ввиду неудачи приема переходит на прием „поворот предплечья во внешнюю сторону" и заканчивает переходом на прием „дожим кулака в кисти" |
Изучение ведется по разделению. Затем преподаватель увеличивает темп и указывает при этом на мягкость перехода. |
2-й пример |
"
|
Делает „рычаг пальцев локтевым сгибом своей руки", но неудачно, переходит на прием „дожим головы", но неудачно, тогда быстро переходит на прием отгибание головы назад спереди" |
Учитывать быстрый переход с одного приема на другой. |
3-й этап. Наиболее сложным моментом тренировки в переходах на двух руках является 3-й этап. Последний содержит большее количество приемов, чем первые два этапа.
К пяти приемам 2-го этапа добавляются:
- Поворот предплечья во внешнюю сторону.
- Все виды загибов рук за спину.
- Дожим головы, как вспомогательный прием при работе на руках.
Основной целевой установкой 3-го этапа является: научить нападающего применять ложные приемы (обман).
Практические примеры переходов на двух руках (на все приемы)
№№ примеров |
Что делает преподаватель |
Что делают обучающиеся |
Примечание |
1-й пример |
Объясняет содержание примера и отдает команду для исполнения |
Подойдя близко к партнеру из начального положения двухстороннего захвата, обучающийся хочет сделать ложный прием — „выверт локтя во внутреннюю сторону". Затем, продолжая движение своего тела во внешнюю сторону, другой рукой делает отгибание головы назад спереди (иногда сзади) |
Учесть быстрый переход от приема „выверт локтя во внутреннюю сторону" к приему „отгибание головы назад". |
2-й пример |
Объясняет содержание примера и отдает команду для исполнения |
Из положения двухстороннего захвата, делая двойной рывок руки противника, быстро захватывает ее за кисть, на другой одновременно делает рычаг пальцев запястья, но это ложно проведенные приемы, затем неожиданно рукой, делавшей рычаг пальцев, переходит на прием (снизу „крючком") загиб руки за спину при помощи руки — „по принципу" |
Обратить внимание на слегка затяжной темп проводимых ложно приемов и быстрый переход от рычага пальцев к приему „загиб руки за спину" „по принципу" (см рис № 212). |
|