I. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
Свободная тренировка — есть постепенное повторение разученных положений, которые дают основное направление для вольной схватки.
Обучающийся, прошедший школу фазисной работы, приступает к тренировке под наблюдением и непосредственным руководством преподавателя, а позже и самостоятельно.
Свободная тренировка — это дальнейший этап подготовки после фазисной тренировки. Если при фазисной тренировке у обучающихся мы старались добиться устранения ряда погрешностей (горячности, силовой и рывковой работы), то при свободной тренировке мы добиваемся широкого применения комбинаций и развития необходимых для вольной схватки психологических качеств (воли, осмысленности, хладнокровия и т. д.).
Свободная тренировка требует как от преподавателя, так и от обучающихся настойчивой кропотливой работы. Вместе с тем, свободная тренировка вызывает у обучающихся высокий спортивный интерес. В вольной схватке обучающийся проявляет всю сумму полученных им раньше знаний. Будучи освобождена от многочисленных условностей, страхующих обучающихся при разучивании приемов, свободная тренировка очень приближается к обстановке жизненной схватки. Это налагает на преподавателя обязанность правильно руководить тренировкой, дабы предотвратить опасные положения (например, не допускать в известных случаях доведение приема до конца).
Приступая к свободной тренировке, обучающиеся должны отвечать следующим требованиям:
- Быть хорошо физически подготовленными.
- Знать приемы.
- Уметь переходить с одного неудачного к более удачному приему.
- Быть последовательно подготовленным к вольной схватке через фазисную тренировку.
- Соблюдать режим, состоящий из общих правил гигиены и питания.
Рассмотрим каждое из этих требований в отдельности.
1. Хорошая физическая подготовка складывается из ряда физических упражнений и различных видов спорта 1, необходимых для приведения организма в состояние большей работоспособности для перенесения тяжелой физической нагрузки при «Самбо», при плохой подготовке организма эта нагрузка может нанести большой вред здоровью обучающихся.
2. Знание приемов в основном заключается в умении работать «по принципу», руководствуясь «основными» приемами той или иной группы приемов, в умении распределять свои силы в момент проделывания приемов и хорошем знании техники основных приемов.
3. Умение переходить с неудачного приема к более удачному является основой всей системы подготовки самбиста. Этот раздел в общей системе «Самбо», посвященный первичной отработке тактического применения приемов обучающимися, является необходимым в методике преподавания «Самбо».
Без него, конечно, не может быть и речи о свободной тренировке, так как простой механический набор приемов не дает возможности применять их в жизни.
4. Фазисная тренировка — логический этап развития методики обучения. Обучающийся, не прошедший фазисной тренировки, не может приступить к свободной тренировке, так как без этой тренировки неизбежны такие недостатки (горячность, силовая и рывковая работа), которые не дают возможности обучающемуся овладеть полностью искусством «Самбо».
5. Соблюдение режима. Весь свой жизненный процесс нужно подчинить определенному порядку, основанному на точном соблюдении правил гигиены. Этот режим надо соблюдать не только в период тренировки, но и сделать его вообще привычным для самбиста. В период тренировки нужно вести более строгий образ жизни и следить за режимом питания и сна.
Гигиенические условия следует соблюдать не только в быту, но и в обстановке, в которой тренируется обучающийся.
Если служебное время самбиста требует удлинения часов работы, то часы тренировки нужно рассчитать сообразно этим условиям. Необходимо помнить, что в период тренировки норма сна должна быть не меньше 8—9 часов. Рекомендуется раньше ложиться и раньше вставать. Обязательна утренняя зарядка и обтирание. При плохом самочувствии или болезненном состоянии заниматься не следует.
Тренироваться нужно два раза в шестидневку. Занимаясь тренировкой самостоятельно, всегда нужно помнить об экономии сил и о соблюдении плана тренировки.
|