https://doramaru.info/

Байкер-кросс(4X). Соревнования и правила. Велосипед и особенности

Спортсмены в ХСО/XCM финишируют спокойно. Гонка позади, можно расслабиться, застегнуть молнию на форме, поприветствовать болельщиков, отпустить руль. Время не влияет на результат, только позиция в протоколе. Но если рядом соперник, всё иначе. Быть финишному спурту! В кросс-кантри редкость, но очень нравится болельщикам.

II. СОРЕВНОВАНИЯ ПО ВЕЛОСПОРТУ-МАУНТИНБАЙКУ

Структура элементаТекст элементаВесь документ

II. СОРЕВНОВАНИЯ ПО ВЕЛОСПОРТУ-МАУНТИНБАЙКУ

Соревнования по велоспорту-маунтинбайку проводятся в спортивных дисциплинах в соответствии с Всероссийским реестром видов спорта.

При проведении спортивных соревнований может подводиться неофициальный командный зачет среди субъектов Российской Федерации, клубов, физкультурно-спортивных объединений.

Глава 1. Общие правила § 1. Типы гонок § 2. Возрастные категории и участники § 3. Допуск к официальным спортивным соревнованиям § 4. Календарь § 5. Экипировка Глава 2. Процедура гонки § 1. Контроль организации гонки и ее проведения § 2. Старт гонки § 3. Финиш § 4. Контроль во время гонки § 5. Безопасность § 6. Оказание первой помощи (минимальные требования) § 7. Отмена соревнования § 8. Перед стартом § 9. Поведение гонщиков § 10. Оборудование § 11. Конструкции § 12. Трасса Глава 3. Соревнования по дисциплинам кросс-кантри § 1. Характеристики гонок § 2. Трасса § 3. Разметка трассы § 4. Зоны старта и финиша § 5. Зоны питания/технической помощи § 6. Оказание технической помощи § 7. Процедура гонки § 8. Многодневные гонки Глава 4. Соревнования по скоростному спуску § 1. Организация соревнований § 2. Трасса § 3. Одежда и защитные принадлежности § 4. Маршалы § 5. Оказание первой помощи (минимальные требования) § 6. Тренировка § 7. Транспорт Глава 5. Гонки байкер-кросс 4-х § 1. Характер соревнования § 2. Организация соревнований § 3. Трасса § 4. Транспорт § 5. Одежда и защитные принадлежности § 6. Оказание первой помощи (минимальные требования) § 7. Тренировочные заезды § 8. Система предупреждение спортсменов с использованием карточек Глава 6. Соревнования по велокроссу § 1. Организация соревнований § 2. Процедура гонки Глава 7. Соревнования по триалу § 1. Возраст участников и категории § 2. Характеристика соревнований § 3. Секторы (контролируемые зоны) § 4. Территория проведения соревнований § 5. Процедура соревнований § 6. Продолжительность соревнований § 7. Ремонт инвентаря § 8. Классификация и результаты § 9. Одежда и защита § 10. Велосипед § 11. Стартовый номер § 12. Нарушения, штрафы и протесты Глава 8. Судейская коллегия Глава 9. Официальные лица и их обязанности

<<< I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 1. Общие правила >>>

История возникновения и развития горного велосипеда (маунтинбайка)

В 1817 году немецкий профессор барон Карл фон Дрез из Карлсруэ создал первый двухколёсный самокат. Первый велосипед, который был похож на используемые в наши дни велосипеды, был изобретен в 1884 году.

Долгое время велосипеды были предназначены для езды по ровной поверхности, но были люди, которые желали покорить на велосипедах горы. Вместе с этим появились умельцы, которые пытались адаптировать велосипед под горные условия. Результатом их трудов стал велосипед с мягкой амортизационной подвеской, более широкими колесами, многоскоростным приводом и индексным переключением передач.

Точной даты рождения маунтинбайка не известно, но есть две популярных точки зрения по этому вопросу. Одна из них гласит, что горный велосипед появился около 50 лет назад, когда американский студент пытался покорить на велосипеде горную вершину. По второй версии маунтинбайк появился 30 лет назад, когда прошел первый массовый старт на горных велосипедах.

В 1990 году прошел первый чемпионат мира по езде на горных велосипедах, в том же году Международный союз велосипедистов, официально признал маунтинбайк отдельным видом спорта. В 1996 году горный велосипед был включен в программу Олимпийских игр в Атланте.

Преференции выбора

Наилучшие производители горных велосипедов

Преференции выбора
STELS Компания-изготовитель холдинга «Веломоторс» (Россия), год основания — 1996. Модели бренда пользуются популярностью на отечественном и зарубежном рынке. Свидетельство — данные товарооборота. Велосипеды этой марки, в том числе и горные, очень популярны на мировом рынке, что подтверждают высокие показатели продаж.
FORWARD Компания-изготовитель велосипедов и запасных частей в России. Серийное производство продукции относится к 1999 году. Добротность товаров подтверждается участием моделей горных байков в международных спортивных состязаниях.
COBE Позитивные отзывы говорят о качестве товаров от CUBE. Немецкая компания ежегодно представляет лучшие экспонаты на элитной выставке Eurobike.
Giant Фирма из Тайваня славится масштабами выпуска велосипедной техники. Насчитывает более 10 предприятий в мире и признается одной из наилучших среди производителей велосипедов.
Merida Тайваньская компания — главный оппонент Giant за рынки сбыта на родине и за границей. Является активным спонсором команд по велоспорту на престижных состязаниях. Это лучший способ рекламы и продвижения велотоваров.
Преференции выбора

Основные характеристики, на которые акцентируют внимание

Преференции выбора

Уровень мягкой вилки

Преференции выбора

Различают четыре вида:

Преференции выбора
  • Начальный  Представляется простыми по устройству вилками-амортизаторами. Без специального регулирования, которое влияет в основном на параметры. Затем приобретают мягкость либо жёсткость исходя из определенного образца. Модели с начальным уровнем мягкой вилки оптимально годятся для движения по лёгкой, без проезжих путей территории либо неторопливой езды по мегаполису.
  • Прогулочный Отличает экземпляры вилка шагом 60 мм. Используется регулирование жёсткости и иные опции. Позволяет комфортное передвигаться там, где нет дорог.
  • Спортивный Типичен для изделий, которые применяются для активных занятий. В наличии большее количество функций и настроек по сравнению с предыдущими уровнями. Качественное обслуживание гарантирует длительный срок эксплуатации вилки при постоянной езде.
  • Профессиональный Отличительная черта — обширные опции. Впору использовать при значимых, целенаправленных тренировках. Выдерживают агрессивный способ передвижения по непроходимым участкам местности.
Преференции выбора

Уровень заднего переключателя 

Преференции выбора

Известные торговые марки горных велосипедов применяют в производстве товаров навесные переключатели от компании Shimano Япония), Campagnolo (Италия) и SRAM США. Выделяют пять типов:

Преференции выбора
  • Начальный  Настройка системы переключения задней скорости происходит через 150-500 км пробега и зависит от образца. Невысокая цена продукта, но качество деталей низкое.
  • Прогулочный Для переключателей характерна низкая износоустойчивость, более высокая стоимость. Производители устройств: SX4 и SRAM Centera, Shimano Deore и AceraX. Подстройка требуется через 3000 км.
  • Спортивный Присуща износостойкость и умеренная стоимость. Относятся Attack и Shimano Saint, SRAM X.7 и Hone. Используются непрофессионалами для тренировок в обстановке сносного бездорожья. Отсутствие дополнительных опций и спецнастроек удлиняет пробег до 5000 км.
  • Полупрофессиональный Условный показатель, который отделился от профессионального, однако не вошел в спортивный тип. Совмещает добротность и недешевую стоимость, приближается к качественным образцам.
  • Профессиональный К таким причисляются модели SRAM X.0 и Shimano XTR. Годятся спортсменам-профессионалам для участия в состязаниях и преодоления сложнейших трасс. Отличительные особенности — высокая степень устойчивости к износу и дороговизна. Но без подстраивания выдерживает до 5000 км.
Преференции выбора

Разновидности моделей

Преференции выбора

По виду колёс

Преференции выбора
26 дюймов Стандарт габаритов колёс для горных образцов. Обуславливается особенностями конструкции и влияет непосредственно на преодоление велотрассы. В большом в различных видах МТВ используются разные колеса. В прогулочных версиях за габариты стандартно принимаются 26 дюймов.
29 дюймов Найнеры прославились не так давно. Колеса и их размер издавна не вызывают удивления. Однако акцент поставлен не на их облик. Крупногабаритные колеса характеризуются большей проходимостью по сравнению с 26-дюймовым стандартом, устойчивостью и восприимчивостью дорожного покрытия.
Преференции выбора

Для женщин

Преференции выбора

Подразделение изделий в зависимости от пола. Окраска моделей для слабого пола отличается мягкостью и нежностью оттенков, габариты рам часто имеют предел в 20 дюймов. Не уступают образцам для мужчин по технической оснащенности, стоят почти одинаково.

Гибридные горные образцы

Демонстрируют смесь шоссейного и горного велосипеда. Объединяют характеристики обеих сторон, находят отличное применение на смешанных маршрутах. Несовершенство гибридов заключается в том, что их не ставят в один ряд с классовыми велосипедами.

За несколько километров

Встретившись на дистанции с равными по силам соперниками и понимая, что ни они вас, ни вы их до финиша не отпустите, можно начинать готовиться к борьбе. Например, выявлять свои преимущества и делать пометки. Вспоминать профиль и характер трассы финишных километров или пытаться его представить, рассмотреть варианты. Попробовать атаковать и проверить, как реакцию. Может получиться уехать. Спросим у Corto Factory Team:

— Ваня, готовишься как-то к финишу за несколько километров? Что делаешь?

За несколько километров

Ваня: Если веду борьбу и хочу кого-то обогнать, думаю о стратегии. Сканирую местность, ищу лазейки, где выиграть время, жду места, где я однозначно уеду. Обычно это подъём, накидываю передачу и, выламывая, ухожу от соперников. Иначе со спусками, стараюсь быть аккуратнее, не ошибаться, не раз такой подход себя оправдывал.

Возможности неподготовленного велосипедиста

Труднодостижимые рекорды вдохновляют любого спортсмена, а обычному человеку, иногда выбирающемуся на велосипедные прогулки, намного интереснее узнать: с какой скоростью можно двигаться по обычным дорогам, не принимая участие в соревнованиях.

Для измерения скорости на велосипед, не так давно – пятнадцать-двадцать лет назад устанавливали большие, тяжелые и ненадежные механические спидометры. Сегодня каждый может позволить себе купить миниатюрный электронный велокомпьютер, который кроме текущей скорости и общего пробега отображает среднюю скорость движения, максимальную скорость, длину маршрута, темп в минуту, расход калорий, время в пути, и другу полезную информацию в более дорогих моделях.

Средний велосипедист на современном горном велосипеде без чрезмерных усилий может держать среднюю скорость 18-20 км/ч по шоссе, проезжая 10 км за 30 минут. Такой же велосипедист на шоссейном велосипеде может передвигаться со средней скоростью 20-25 км/ч по прямой асфальтированной дороге, проезжая 10 км за 25 минут. Пол ездока не имеет решающего значения, на таких скоростях. Средним велосипедистом считается человек, который катается примерно 20-50 часов в месяц или 1-2 часа в день.

Возможности неподготовленного велосипедиста

На небольших расстояниях около 10 км развивать среднюю скорость 18 км/ч может каждый, включительно и подростки от 12-14 лет. Более опытный велосипедист, проезжающий не одну тысячу километров в год, аналогичную дистанцию проедет в два раза быстрее. У него выше физическая сила, лучше техника езды и, как правило, более качественный велосипед. Такие люди благодаря натренированной выносливости могут удерживать скорость около 30 км/ч, на дистанции 100 км по шоссе. На такие расстояния средний велосипедист крайне редко выезжает, или не ездит вовсе.

В городских условиях необходимо: объезжать остановившиеся автомобили и общественный транспорт, останавливаться на перекрестках и переездах, притормаживать до входа в повороты и перед пешеходами, поэтому средняя скорость велосипедиста в городе всегда ниже, чем на шоссе, приблизительно на 5-10 км/ч.

Несмотря на то, что на шоссейном велосипеде можно ездить быстрее по асфальту, чем на горном, его нельзя рекомендовать для поездок по городу. Байкер сидит низко на шоссейнике и имеет плохую обзорность, а остановится аварийно на таком велосипеде без заноса не получиться. Горный велосипед, хотя и медленнее шоссейного при движении по твердому покрытию, но более предпочтителен для езды по городу. На маунтингбайке очень легко маневрировать благодаря широкому рулю, а отличное сцепление широких шин с асфальтом позволит мгновенно застыть на месте.

При езде по пересеченной местности, даже на горном велосипеде, невозможно развить максимальную скорость 30 км/ч. Поскольку вне асфальта на пути часто встречаются ямы, бугры, песок, при проезде которых скорость значительно будет снижаться. При езде на маунтигбайке по лесной дороге средняя скорость обычно составляет 15 км/ч.

С другой стороны, шоссейный велосипед, имея малую толщину покрышек и большее распределение веса на переднее колесо, фактически не годится для катания по лесу. Средняя скорость движения шоссейного велосипеда при езде по песку, опавшим листьям, снегу составит 5-8 км/ч. При попытке преодолеть глубокий песок или снег на шоссейнике, переднее колесо занесет в сторону, или оно упрется в продавленный песок, и наездник, возможно, катапультируется через руль. Кроме того, при езде на велосипеде без амортизаторов по гравийной или прокатанной гусеничным транспортом дороге, очень быстро накапливается усталость, из-за ударов на руки и позвоночник.

6 Sep 1996: Chris Boardman of Great Britain breaks the world hour record by cycling km in an hour at the Manchester Velodrome in Manchester, England. Mandatory Credit: Gary M. Prior/Allsport

Возможности неподготовленного велосипедиста

Опытные спортсмены способны преодолевать расстояния в 100 километров, двигаясь со средней скоростью около 30 км/ч. Так Руй Кошта (победитель групповой гонки на 242 км) в 2013 году проехал дистанцию со средней скоростью 36 км/ч.

Для примера приведем нормы получения разрядов велоспорт-шоссе в дисциплине «индивидуальная гонка на время» (РОССИЯ):

Звание/разряд Дистанция (км) Время (минут) Средняя скорость (км/ч)
МСМК мужчины 50 64 46,88
МСМК женщины 25 35,5 42,25
МС мужчины 25 33 45,46
МС женщины 25 37,5 40
КМС мужчины 25 35,5 42,25
КМС женщины 25 40 37,5

BMX racing – гонки по или на БМХ

Самая сложная трасса в Москве построена в Ясенево. Трасса – самое лучшее место проверить гонщик ли ты или амно. Т.к. трасса построена на плоскости, и на ней присустствуют контруклоны, трамплины, сиськи, она сама по себе закручена змейкой, от гонщика требуется недюжинная физика. Hе каждый может выдержать в соревновательном темпе – постоянно на надрыве крутить педали – один круг. Hо после недели вкручивания на трассе ты начинаешь рвать всех подряд. Ты не чувствуещь ног, отваливаются руки, разрываются легкие, но ты становишься гонщиком. Стиль прохождения трассы у БМХеров свой. Они всегда слизывают все бугры, чтобы не терять время в полете. Это порой жесткий прессинг других участников и нежелание пропускать никого вперед. BMX racing – кузница будущих чемпионов. Если начал заниматься им в 10 лет, в 15 тебе открыты все дороги. Для гонок чаще используются алюминиевые байки.