https://doramaboom.ru

Какие дисциплины входят в лёгкую атлетику

Метание – один из видов основных движений – относится к ациклическим упражнениям, представляет собой координационно–сложное двигательное действие. Выделяют 4 фазы метания:

В., Брусова И. Н.

  • Анализ степени связи морфофункциональных показателей в метании легкоатлетов 2018 / Кузнецова З.М., Кузнецов С.А., Овчинников Ю.Д., Головко П.В.
  • Методико-практические рекомендации по совершенствованию спортивной подготовки атлетов старших возрастных групп, специализирующихся в скоростно-силовых видах легкой атлетики 2010 / Иванова Наталья Дмитриевна
  • Использование тренировочных средств легкоатлетами и спортсменами силовых видов спорта в подготовительном периоде 2010 / Полищук Виталий Дмитриевич, Олешко Валентин Григорьевич, Лутовинов Юрий Анатольевич
  • Теоретические основы и некоторые аспекты методики скоростно-силовой подготовки четырехкратного паралимпийского чемпиона ашапатова А. В 2016 / Прохоров Валерий Иванович, Шевцов Владислав Вячеславович, Ботяев Валерий Леонидович
  • Специальная подготовка многоборцев на этапе спортивного совершенствования 2015 / Симонова Екатерина Александровна, Аксенов Николай Евгеньевич

Что относится к лёгкой атлетике

Многообразные дисциплины можно разделить на беговые, технические, ходьбу и многоборья. Каждый из этих видов делится ещё на множество подвидов. В программе Олимпийских игр лёгкая атлетика – самая медалеёмкая участница.

Ямайский спортсмен забирает олимпийское золото в беге на 100 м с барьерами

На крупнейших соревнованиях, таких как чемпионаты мира, Европы, Олимпиада, мужчины соревнуются в 24 видах лёгкой атлетики, а женщины – в 23 (в женском списке нет спортивной ходьбы на 50 км).

Беговые дисциплины

Бег, пожалуй, занимает главенствующую позицию в лёгкой атлетике. Вероятно, этому поспособствовала его доступность и понятность широким кругам населения. Беговые виды делятся на подвиды в зависимости от дистанции, времени и места проведения:

  • спринт (60 м, 100 м, 200 м и 400 м)
  • бег на средние дистанции (800-3000 м, бег на 3000 м с препятствиями)
  • бег на длинные дистанции (от 3000 м и более)
  • часовой бег
  • бег по шоссе (от 5 до 100 км, в том числе суточный бег)
  • кросс (от 4 до 12 км)
  • барьерный бег (60 м, 100 м, 110 м, 400 м)
  • эстафета (4×100, 4×200, 4×400, 4×800, 4×1500 м, экиден).

Благодаря любительскому движению, сейчас приобретают массовость горный бег, трейлраннинг и ультрамарафоны. Эти беговые виды не значатся в программе Олимпиады и чемпионата мира, но имеют свои автономные международные встречи.

Спортивная ходьба

Спортивную ходьбу многое роднит с бегом: дорожка стадиона и шоссе, дистанции. Но отличает то, что в ходьбе должен быть постоянный контакт ноги с землёй, и судьи оценивают технику ходоков. Несоблюдение технических правил влечёт за собой дисквалификацию.

На дорожке стадиона проводятся соревнования на 10 000, 20 000, 30 000 и даже 50 000 м, в помещении ходоки соревнуются на 3000 и 5000 м, а на шоссе выявляют сильнейших на дистанциях 20 и 50 км.

Спортивная ходьба на дистанции 20 км в женском зачёте на Олимпиаде в Рио

Технические виды

Среди технических видов в лёгкой атлетике – всем известные со школьной скамьи прыжок в длину, метание диска, прыжок в высоту.

Технические дисциплины разделяют на три группы:

  • вертикальные прыжки: прыжок с шестом, прыжок в высоту;
  • горизонтальные прыжки: тройной прыжок, прыжок в длину;
  • метания: метание диска, метание молота, метание копья, толкание ядра.

Все эти виды в полном составе включены в программу Олимпиады с 1908 года.

В технических состязаниях атлетам даются попытки на выполнение, и победителем становится тот, кто достигнет самого высокого результата в финале.

Многоборья

Из названия этого вида спорта понятно, что речь идёт о совокупности легкоатлетических дисциплин. В данном случае никакого нового вида спорта не придумано: спортсмены просто соревнуются в различных видах лёгкой атлетики. Совмещение бега и технических видов – прыжков, толкания, метания – позволяет выявить самого разностороннего атлета.

Многоборья, в которых официально фиксируются мировые рекорды, проводятся и зимой, и летом.

Летний сезон

  • Десятиборье (мужчины): спринт 100 м, прыжок в длину, толкание ядра, прыжок в высоту, спринт 400 м, бег на 110 м с барьерами, метание диска, прыжок с шестом, метание копья, бег на 1500 м.

  • Семиборье (женщины): бег на 100 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, спринт 200 м, прыжок в длину, метание копья, бег на 800 м.

Зимний сезон

  • Семиборье (мужчины): спринт 60 м, прыжок в длину, бег на 60 м с барьерами, толкание ядра, прыжок в высоту, прыжок с шестом, бег на 1000 м.

  • Пятиборье (женщины): бег на 60 м с барьерами, прыжок в высоту, толкание ядра, прыжок в длину, бег на 800 м.

Отметим, что в легкоатлетическом многоборье от спортсмена не требуется выполнять упражнения нон-стоп. Продолжительность выступления в видах составляет два дня.

Современное развитие

Юрген Шульт, выполняет попытку в метании диска

Как и во всех метательных дисциплинах в метании диска долгие годы безраздельно доминировали атлеты США. Начиная с 1980х годов с ними конкурируют атлеты ГДР и Германии. Начиная с 2000-х годов лидирующие позиции захватили спортсмены Венгрии, Эстонии, Литвы.

У женщин метание диска вошло в соревновательную программу Олимпийских игр с 1928 года. Первой советской олимпийской чемпионкой в лёгкой атлетике стала Нина Пономарёва-Ромашкова (1952). С этого времени и по настоящий момент спортсменки СССР и России всегда были на лидирующих позициях. С ними конкурировали спортсменки ГДР и, позже, Германии.

Выдающихся результатов в этом виде спорта добился американец Эл (Альфрэд) Ортер, выигравший 4 золотых медали на Олимпийских Играх с 1956 по 1968 год. Характерным для метания диска является частое совмещение его с толканием ядра. Советская спортсменка Тамара Пресс выигрывала Олимпийские игры в толкании ядра (1960 , 1964) и метании диска (1964).

Особенности выполнения метания детьми 5–лет

В старшей группе навыки метания получают дальнейшее развитие. У детей 5–6 лет уже сформировались определённые навыки в метании, но некоторые из них ещё недостаточно устойчивы. Дети в большинстве случаев умеют:

  • принимать правильное исходное положение;

  • делать правильный замах рукой;

  • разворачивать туловище в сторону бросающей руки;

  • соблюдать точное направление;

  • целенаправленно целиться;

  • соразмерять свои движения с силой и направлением броска;

  • попадать в цель менее случайно;

  • метать с расстояния 2–3 м от цели.

У детей данного возраста нарастает длина броска вдаль.

Большинство детей предпочитают метать предметы более сильной рукой (обычно правой), вследствие чего отмечается значительная разница в результатах бросков правой и левой рукой. Движения бросания и ловли у детей 5 лет более непринужденные, свободные, без лишнего напряжения, в какой–то степени, автоматизированные. Гораздо непринужденнее дети 5 лет бросают мяч вверх, о землю и ловят.

Упражнения для формирования навыка метания

Прежде всего, закрепляются навыки, полученные в предыдущей возрастной группе.

Содержание упражнений для детей старшей группы (5–6 лет)

Прокатывание мяча:

  • с попаданием в предметы (кегли, бабки и др.);

  • «змейкой» между предметами.

Бросание мяча:

  • вверх, и ловля его двумя руками (не менее 10 раз подряд);

  • вверх, и ловля его одной рукой (не менее 4–6 раз подряд);

  • друг другу с хлопком;

  • друг другу и ловля из положения сидя;

  • друг другу и ловля с поворотом кругом;

  • друг другу и ловля с отскоком от земли;

  • друг другу и ловля в движении;

  • набивного мяча (вес до 1 кг) двумя руками от груди и из-за головы.

Отбивание мяча:

  • о землю двумя руками стоя на месте (не менее 10 раз подряд);

  • о землю двумя руками, продвигаясь вперед шагом в прямом направлении на расстояние 5–6 м.;

  • о землю одной рукой (правой и левой), продвигаясь вперед;

  • о стенку с хлопком, поворотом, отскоком от земли.

Метание:

  • в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3–4 м.;

  • в вертикальную цель (цель которой на высоте 2 м от земли) правой и левой руки;

  • вдаль предметов разного веса правой и левой рукой.

Забрасывание мяча:

  • в баскетбольную корзину.

В старшем возрасте дети учатся выполнять:

  • броски разными способами: снизу, от груди, от головы, из-за головы одной рукой, под углом и т.д.;

  • разные виды замаха (круговой замах рукой с поворотом туловища, круговой замах перед грудью и др.).

Методические рекомендации по обучению технике метания

Упражнения с мячами выполняются детьми:

  • одновременно всей группой (бросание вверх, о землю и ловля, отбивание);

  • половиной группы (катание, перебрасывание, метание вдаль) или колоннами (метание в цель).

Используя полученные детьми в предыдущих группах навыки катания, педагог добивается, чтобы дети точно придерживались направления и дифференцировали свои усилия в зависимости от того, на каком расстоянии расположены предметы, между которыми необходимо прокатить мяч. Дети должны понять, что успех упражнения обеспечивается не столько сильным и энергичным толчком, сколько частыми несильными толчками. Мяч или шарик не должен укатываться далеко в сторону.

В подготовительной группе процесс формирования метания приобретает законченную форму, происходит работа над техникой выполнения метания, слитностью.

Добиваясь сознательного овладения тем или иным способом метания, педагог предлагает ребенку рассказать, как он намерен бросить предмет. По мере освоения упражнений дети играют в игры, основанные на различных видах метания (кольцеброс, городки и т.д.)

Педагог напоминает, чтобы дети были внимательны при приеме мяча, объясняет, что тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно и ждать, когда мяч попадет в руки. Он должен следить за направлением летящего мяча, правильно рассчитывать и выполнять движение – сделать шаг вперед или, наоборот, отойти дальше, сместиться в сторону, присесть, подпрыгнуть.

Педагог продолжает следить за тем, чтобы дети упражнялись как правой, так и левой рукой.

С расширением возможностей детей им предлагаются задания творческого порядка – придумать новые комбинации игры с мячом. Навыки в метаниях предметов на дальность и в цель совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера.

Метание на дальность и в цель совершенствуют в разнообразных подвижных играх и при выполнении интересных для детей заданий игрового характера.