https://doramaru.info/

«Потаённые суда»: как начиналась история подводного флота России

Подводный спорт — совокупность спортивных дисциплин, связанных с пребыванием спортсмена частично или полностью под поверхностью воды.

РЕШЕНИЕ

РЕШЕНИЕот 20 апреля 2004 года № 619О целевой муниципальной программе "Развитие подводных видов спорта" на 2004 год

(с изменениями на г.)

_______________________________________________Документ с изменениями, внесеннымиРешением Томской городской Думы от г. № 761Решением Томской городской Думы от г. № 673_______________________________________________В целях развития подводного плавания, как массового вида спорта, поддержки томских команд подводников, пропаганды здорового образа жизни у подрастающего поколения,Томская городская Дума РЕШИЛА: целевую муниципальную программу "Развитие подводных видов спорта" на 2004 год согласно решение вступает в силу с момента официального исполнения настоящего решения возложить на комитет по социально-экономическому развитию города Томской городской Думы ().Председатель Мэр города ТомскаТомской городской Думы___________ _________

C чего начинался яхтинг 

Первые парусные корабли были известны еще в Древнем Египте и Месопотамии более 5000 лет назад, где, возможно и произошло зарождение судоходства. Флот служил для перевозки грузов и людей, а также для военных действий. Вплоть до 16-17 веков корабли воспринимались исключительно как орудие для морского боя или вид транспортного средства. Ни о каких излишествах и роскоши не было и речи, да и судостроители ориентировались совсем на другие функции. Важно, чтобы корабль был надежным и вместительным.

Но к началу 16 века в Европе стали появляться небольшие прогулочные парусные яхты. Это происходило в таких странах, как Голландия, Англия, Норвегия, Швеция, где мореплавание развивалось наиболее активно, а жители давно привыкли к водной стихии. Такие яхты считались привилегий богатых аристократов, так как содержание вместе с профессиональным экипажем обходилось дорого. 

Считается, что именно в Голландии начали ходить под парусом для собственного удовольствия, поэтому там кроятся истоки истории парусного спорта. Само слово «яхта» тоже родом из Нидерландов. Был найден документ от 19 апреля 1601 года, где голландский врач Генри де Вогта просил разрешить ему лично выйти на своей парусной яхте по маршруту от Флиссингена до Лондона (это 130 миль).

Неизвестно, кому первый раз пришло в голову устроить состязание в скорости, но официально первые парусные гонки датируются 1 октябрем 1661 года. Это случилось на реке Темзе. Король Англии Карл II Стюарт, пока был в изгнании, увлекся парусными яхтами. Во многом на него повлиял опыт Голландии. После того, как английскому королю удалось вернуть свои права на трон, на радостях он заказал себе яхту «Екатерина». 

Как-то осенним днем во время очередной прогулки он поспорил на 100 гиней со своим братом, герцогом Йоркским, что обгонит его яхту «Анна». Первая парусная гонка прошла по маршруту от Гринвича до Грейвсенда. В итоге победил король, который не ограничился одной яхтой и построил себе еще 17. Это событие вошло в историю яхтинга.

Технологии и кадры

В предшествующее Первой мировой войне десятилетие на российских верфях были построены девять «Осетров» и 12 «Сомов». В 1915 году в империи были изготовлены пять подлодок Holland 602F разработки американской Electric Boat Company.

Также в 1915 году в строй вступила головная субмарина типа «Барс», построенная по российскому проекту. До 1917 года включительно российская промышленность изготовила 20 аппаратов. Большая их часть вошла в состав советского флота. В период Первой мировой войны императорские подлодки наносили торпедные удары, выполняли досмотровые и дозорные функции.

  • Русская подводная лодка «Дельфин»
  • © АО «ЦКБ МТ «Рубин»
Технологии и кадры

В беседе с RT писатель-маринист, советский офицер-подводник Николай Черкашин высоко оценил возможности, которыми обладал подводный флот императорской армии. По его словам, уровень научно-технического и промышленного развития царской России позволял создавать вполне современные для своего времени субмарины.

«По большому счёту для строительства подводного флота у России были необходимые материалы, технологии и — самое главное — кадры. Конечно, наша страна пользовалась западными разработками, однако наши инженеры не копировали зарубежные проекты — на их основе создавались оригинальные образцы», — отметил Черкашин.

Также по теме «Самодостаточный класс кораблей»: какими возможностями обладают многоцелевые российские корветы На предприятии «Северная верфь» в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду нового многоцелевого корвета проекта 20380 «Ретивый»….

Тяжёлым ударом для российского подводного флота стала революция и гражданская война. Однако, как заявил эксперт, в 1920-е годы большевики развернули массовое строительство субмарин. В результате в относительно короткие сроки СССР достиг паритета по субмаринам с ведущими западными державами.

«Несмотря на ряд объективных проблем, советский подводный флот достойно справлялся с поставленными задачами в период Великой Отечественной войны. Немцы явно недооценили потенциал Советского Союза, хотя подлинного расцвета подводный флот СССР достиг в 1970—1980-е годы», — говорит Черкашин.

В разговоре с RT военный эксперт Дмитрий Литовкин акцентировал внимание на том, что служба подводника во все времена была сложным и опасным занятием. Моряки сильно рисковали, участвуя в боевых действиях и эксплуатируя субмарины, которые часто строились по экспериментальным проектам.

«Очень часто наши моряки погибали, всплывая на поверхность для того, чтобы дизельный двигатель получил кислород. В итоге они становились жертвами бомбёжек авиации. Кроме того, периодически экипаж погибал из-за несоблюдения техники безопасности и ошибок при эксплуатации субмарин. Однако вплоть до 1980-х годов подобные трагические инциденты регулярно происходили во всех флотах мира», — пояснил Литовкин.

Технологии и кадры

Как подчеркнул аналитик, в настоящее время вопросам безопасности российских субмарин уделяется самое пристальное внимание. Подлодки изготавливаются из прочных огнестойких материалов, а экипаж постоянно отрабатывает действия в случае ЧП. Тем не менее специфика службы подводника такова, что гарантий от возникновения нештатных ситуаций быть не может, констатировал эксперт.

«Раньше моряки-подводники были фактически камикадзе. Впоследствии научно-технический прогресс значительно уменьшил риск для жизни подводников, но полностью исключить форс-мажор невозможно. Как и прежде, подводники — это мужественные люди, работающие со сложной техникой и осознающие опасность каждого похода в море», — резюмировал Литовкин.

Брасс

Как уже говорилось, именно брасс стал переходом от стиля «по-собачьи» и практически основой для всех остальных. Плавание как вид спорта не могло бы существовать без него. Зародился вид довольно давно: первое изображение людей, использующих стиль, похожий на брасс, было обнаружено в египетской «Пещере Пловцов». Живопись относится примерно к 9000 году до н. э. Также известный ассирийский рисунок изображает солдата, использующего этот способ, но изображение было создано в пределах 1292-1225 гг. до н. э. Датчанин Николя Винман в 1538 году одним из первых описал брасс в своей книге. Известный «лягушачий удар» ногами стал применяться только в XIX веке.

На различных соревнованиях в стиле брасс часто одерживали победу именно русские и советские спортсмены. В Олимпийские игры стиль был включён лишь в 1904 году, тогда заплыв состоялся на 402 м., участвовали только мужчины. Тогда плавание как начало своё развитие. Уже на следующих играх дистанция была уменьшена до 200 м. С 1924 года стали проходить состязания для женщин на эту же дистанцию. А в 1968 году спортсмены стали соревноваться на 100 м.