https://doramaru.info/

Стипль-чез — особенности и техника бега

Насколько вреден для суставов и связок бег по твердой поверхности? Что на это счет говорит наука? Евгений Суборов, анестезиолог-реаниматолог, перевел и адаптировал статью американского тренера Доминики Стасулли о биомеханике бега.

Что такое стипль-чез

История

В 1850 г. студент из Оксфорда, участвовавший в скачках на лошадях с препятствиями, предложил сократить вдвое (с 4-х до 2-х миль) дистанцию и пробежать ее на «своих двоих». Идея прижилась и с 1879 г. в Великобритании начали проводить национальные первенства (с 1936г. в России).

Наше время

Современный стипль-чез — бег с препятствиями на 3000 м (допускается « укороченная версия» – 2000 м для уровня молодежных и местных соревнований). По классификации – средняя дистанция. В силу своей специфики, проводится только в летний сезон на открытых стадионах. С 1920 г. входит в олимпийскую программу ( для женщин с 2008 г.). Считается, наряду с забегами на 800 м и 1500 м, наиболее зрелищным видом.

Бег по шоссе

Может показаться, что самая твердая поверхность обеспечит наиболее устойчивую базу для отталкивания и, таким образом, обеспечит максимальную скорость. Однако асфальт на самом деле настолько плотный, что гасит способность ног получать вертикальную силу от возврата энергии.

По сути, бег по шоссе подавляет возврат упругой энергии к ногам, и это приводит к нейтрализации положительной отдачи. В то время как мышцы заняты поглощением удара, дорога быстро возвращает упругую энергию обратно в ноги, но мышцы плохо подготовлены к ее получению после ударного воздействия. Тело пытается «смягчить удар», замедляя фазу приземления; формируется некое «тормозное» движение, приводящее к увеличению времени контакта с землей и снижению скорости.

Бег по шоссе

Интересно, что бетон оказывает наибольшее воздействие и дает наименьшую отдачу по сравнению с любой твердой поверхностью из-за своей плотности. Более того, в результате исследования костей и суставов у овец, ходивших по бетону в течение двух лет (бывает и такое), были обнаружены утолщенные кости – это приводит к снижению эластичности костей и плохому поглощению ударов. Это похоже на остеоартрит или артрит на фоне «износа» костной ткани. Ради здоровья суставов, по возможности, лучше бежать по грунтовым дорожкам, а не по тротуару, чтобы уменьшить ударное воздействие.

В чем особенности колес туринговых байков?

Модели для велотуризма, обычно, комплектуют классическими дорожными колесами диаметром 28 дюймов. Нередко встречаются варианты с 29-ми колесами, реже с 26-ми. Туристические колеса немного шире шоссейных и имеют более универсальные покрышки, приспособленные не только к езде по асфальту, но и легкому бездорожью.

При выборе туристического велосипеда диаметр колес и особенности резины выступают далеко не главными характеристиками, куда важнее в этом случае их прочность. Спицы колеса должны быть обязательно изготовлены из нержавеющей стали. Значение марки не играет принципиальной роли. Вторым фактором, определяющим прочность колес, является использование усиленных ободов с двустенным, а еще лучше тройным профилем.

Что на счет трансмиссии?

Туринги – это многоскоростные велосипеды, в них используют как классическую «открытую» систему переключения передач, так и планетарные втулки. Опыт серьезных велотуристов, откатавших маршруты в 1000 и более км, показывает, что в длительных путешествиях безоговорочным фаворитом являются велосипеды с планетарными втулками.

Если в классической трансмиссии набор задних звезд и переключатель скоростей представляют собой довольно крупный открытый узел, то в планетарной втулке все эти компоненты компактно размещены внутри. Магнитальное переключение и отличная дискретность между передачами обеспечивают более отзывчивое и точное переключение скоростей, комфортный старт с места и быстрый набор скорости.

Вся система находится в закрытом корпусе и надежно защищена от внешних воздействий: грязи, пыли, дождя. Профессиональные велотуристы рассказывали, что даже после нескольких тысяч км пробега они разбирали втулку и обнаруживали внутри чистую заводскую смазку.

Какие тормоза целесообразно ставить на туринговые велосипеды?

В вопросе выбора тормозов опытные велотуристы склонны отказываться от прогрессивных технологий. Прежде всего, от гидравлических дисковых систем. Разгерметизация гидравлической линии – это не критическая поломка, которая поставит точку в путешествии, но ее устранение создаст немало головной боли велосипедисту.

Механические дисковые тормоза, в которых используются стальные тросики, более надежный, но далеко не идеальный вариант для длительных поездок. Засорение калипера – механизма прижимающего колодки к ротору – грязью и дорожной пылью нарушает точность работы тормозов. Для того чтобы разобрать калипер и заменить дисковые колодки потребуется много времени, специальный инструмент и немалый технический опыт. И, наконец, деформировав ротор (стальной тормозной диск) при ударе или падении, колесо окажется заблокированным.

В туринговых велосипедах традиционно используют ободные тормоза. Причем, больше признают не классические системы типа V-brake, а их технологических предшественников – кантилеверные тормоза. Они лучше работают в грязи благодаря увеличенному грязевому зазору, более отзывчивы на нажатие, их легче настроить. Замена колодок в кантилеверных тормозах производится в несколько манипуляций с использованием одного шестигранника. Благодаря конструктивной простоте система надежна и легко поддается ремонту.

Дистанции в стайерском беге

Всё, что в беге составляет от 3000 метров и длиннее, – это стайерские, или длинные, дистанции. Всё, что короче 3000 метров, – средние дистанции. К слову, 3000 м относят и к тому, и к другому виду гонок.

Граница между двумя этими разделами бега – в нашем организме. На средних дистанциях гликоген только начинается расходоваться, а вот в марафонском беге происходит полное опустошение запасов гликогена, поэтому стайеры, особенно марафонцы, должны уделять особое внимание питанию.

Официальными дистанциями стайерского бега выступают:

  • 3 км и 3000 м
  • 4 км (кросс)
  • 5 км и 5000 м
  • 6 км (кросс)
  • 8 км (кросс)
  • 10 км и 10 000 м
  • 12 км (кросс)
  • 15 км
  • 21,1 км
  • 42,2 км
  • 100 км
  • Суточный бег

Все они включены в Единую всероссийскую спортивную классификацию. Нормативы можно посмотреть в таблице.

Кто-то спросит, почему мы разделили дистанции, к примеру, 5 км и 5000 м. Эти дистанции считаются разными дисциплинами лёгкой атлетики. 5 км – это бег по шоссе со своими нормативами и рекордами. 5000 м – дисциплина стадионная.

На Олимпийских играх награды разыгрываются на стадионных 5000 и 10 000 метрах. Из шоссейных дистанций в программу игр включён только марафон.