Все о видах лыж: горные, беговые, детские.

Большинство людей считают, что снег — это просто замерзшая вода. Если слегка уточнить, снег — это осадки в виде ледяных кристаллов. Эти кристаллы являются гексагональными такой формы, какая получилась при замерзании. Призмы формируются из-за молекулярной структуры воды. А когда эти кристаллы сформированы, они выпадают в одной из ниже перечисленных форм:

Какой сноуборд лучше всего подходит для паудера

Сноуборд для пухляка имеет большую ширину, по сравнению с парковыми моделями, и длину. Лучший вариант − rocker. Подобная модель отличается приподнятой носовой частью, что позволяет входить в рыхлый снег как по маслу. Также отлично подходит для скольжения по склону сноуборд stick.

Для успешного катания используется и горный сноуборд . Главное, не брать с собой на паудер сноубордистскую доску, предназначенную для катания в парке. В этом случае сохранность равновесия проблематична, а вероятность травм выше привычных показателей для этого вида спорта. При этом возникает постоянная проблема опрокидывания корпуса.

Новичкам, осваивающим тонкости паудер-техники, весьма пригодятся советы профессионалов. При катании главными факторами успеха служат:

  1. Выбор нужного скоростного режима. Это поможет легко маневрировать и не оказаться в плену у глубокого снега. Необходимо следить за равномерностью скорости и ее динамичностью.
  2. Повороты на паудере не должны быть резкими, чтобы не столкнуться с ситуацией, когда нос сноуборда воткнется в глубокий снег.
  3. Распределение веса сноубордиста должно происходить с учетом главного принципа успешного катания − основная нагрузка создается на центр сноуборда или чуть смещается к хвостовой части.
  4. Балансировка при катании по рыхлому снегу обеспечивается путем использования легких поворотов. При заходе на тело должно быть устремлено вверх, при окончании маневра оно направляется в сторону склона и возвращается в нижнюю позицию.

Лучший снег для сноубордиста

При какой погоде лучше кататься на сноуборде?

Огромное влияние на катание райдера, будь то новичка или профи, оказывает снег. Это очень изменчивое вещество, на которое влияет уйма факторов. В зависимости от структуры снега, сильно изменяются поведение борда и техника управления доской, поэтому нужно заранее знать все нюансы. Предупрежден – значит вооружен!

Так каким же бывает снег? Читайте дальше!

  • Пухляк(целина, целяк, перина) – мягкий, свежий и нетронутый снег. Целяк самый «удобный» и дружелюбный тип покрытия для катания (по мнению абсолютного большинства райдеров): в пухляке проще выполнять резаные повороты. Еще очень здорово разучивать трюки -подушка мягкого снега смягчает падения. Шанс получить травмы, правда, все-таки остается, но их характер немного другой: крученные переломы и вывихи. Более остальных, пухляк любят фрирайдеры. Фрирайд-доски заточены именно под целину: удлиненный, широкий нос борда и короткий хвост. Все для того, чтобы райдер не утонул в снегу, а глубина целяка, порой, достигает нескольких метров!
  • Паудер (Powder – порошок, пудра) – уникальная разновидность пухляка. Встречается данный тип снега безумно редко и оттого очень ценится райдерами. По структуре он и правда, как пудра: мелкий и практически невесомый. Катание в паудере – это самая настоящая сказка, ты будто бы плывешь. В погоне за таким чудесным снегом многие райдеры готовы днями искать его в горах. Есть даже такой термин, придуманный американцами – «паудеровая лихорадка». Но не стоит забывать и об опасностях: благодаря своей структуре, паудер очень хорошо маскирует все неровности рельефа. Так что не стоит терять бдительности на незнакомых склонах.
  • Мокрый снег (каша, слэш)– при повышении температуры снег начинает таять и смешивается с водой, в результате чего отдельные снежные кристаллы слепляются в комки. Движение по такому снегу затруднено, так как доска плохо скользит (это можно исправить специальным парафином). Повороты выполнять сложнее и требуется больше усилий, но зато снежная каша отлично подходит для веселья! Играть в снежки, разучивать новые трюки (падать в слэш не так уж страшно и больно). Только вот одежду придется хорошенько высушить, то что ты промокнешь до нитки – гарантирую.
  • Наст (фирн) – из-за погодных условий, поверх мягкого снега образуется корка. Катать на таком покрытии не следует, но если ты все-таки соберешься – помни об опасностях: сноуборд сложно закантовать, так как доска проскальзывает по поверхности, а еще наст может проломиться в самый неподходящий момент. Поэтому рекомендуют осуществлять перекантовку либо в прыжке, либо активной работой коленями.
  • Жесткий снег (круд) – такой снег получается из сильно спрессованного пухляка, обычно после того как по нему проедут сотни сноубордистов: на склоне образуются колеи, кучи, жесткие участки. Рельеф получается неоднородным и непредсказуемым, а значит контроль над доской легко потерять. Будьте бдительны! Кроме того, для амортизации вибраций райдеру следует всегда держать колени полусогнутыми.
  • Лед – тут даже слова не нужны. Все бордеры люто ненавидят лед. Старайтесь избегать ледяных склонов, на них почти нереально держать кант, а падение будет не из приятных,ведь типичные травмы на льду – это переломы. Катать по льду под силу только опытным райдерам, но и они предпочитают объезжать обледенелые участки.

Также не стоит забывать и про температуру катания. Наиболее комфортно райдер себя будет чувствовать при -4…-6 градусов Цельсия.

На склоне

  • Не спешите ринуться вниз, поднимая фонтаны снега. Сначала нужно проговорить детали предстоящего спуска. Если вы катаетесь с гидом, то он объяснит, какую линию выбрать, на что обратить внимание, и где вы должны остановиться. Если гида нет, проговорите это c другими участниками группы. Не забудьте, что среди катающихся должен быть лидер — человек, которого наделили правом последнего слова. И после того, как это слово сказано, дискуссию придется прекратить.
Читайте также:  Горнолыжный курорт лоза в московская область.

О других правилах фрирайда, которые спасут вам жизнь, читайте в статье:

Правила фрирайда.

  • Самая интересная линия спуска, как правило, не самая безопасная. Конечно, на гору мы приходим, чтобы покататься, и от интересной линии отказываться жалко. Но, выбирая между интересом и безопасностью, лучше сделать выбор в пользу последнего.
  • Проверьте одежду, застегните все, что должно быть застегнуто. Лямки рюкзака и пояс есть смысл немного ослабить.

Что положить в рюкзак, читайте в статье:

Рюкзак фрирайдера: вещи, которые спасут вам жизнь.

  • И, наконец, последнее, что нужно сделать — снять с рук темляки (петли) от палок. Это одно из требований лавинной безопасности. Если вам не повезет, и вы попадете в лавину, то палка не должна болтаться на руке, выкручивая вам суставы. При катании по лесу или в кустарнике, палка может зацепиться за дерево и травмировать руку. Даже просто при падении в глубоком снегу палка будет мешать вам подняться.
  • Перед спуском старший группы должен переключить свой бипер на прием и проверить сигнал от биперов каждого из участников. После чего он снова включает его на передачу.
  • Первым стартует гид или самый опытный райдер. Его задача — ногами проверить снег, оценить его во всех смыслах и найти правильную точку для остановки, где вы все снова соберетесь. Обычно снизу по рации он сообщает остальным участникам группы свои впечатления и при необходимости корректирует их действия. Принципиальной разницы, кто стартует следующим, нет. Самого слабого ставят обычно в середину. Последним стартует второй гид, если он есть, или, опять же, самый опытный райдер. Нагрузка на человека, который замыкает группу, достаточно велика. Во-первых, он организует спуск — устанавливает очередность и дает отмашку участникам группы. Во-вторых, в случае нештатной ситуации — если кто-то травмировался или сломал снаряжение, — именно замыкающему предстоит помочь ему. Так что, если медицинская аптечка есть не у всех, то у замыкающего она должна быть обязательно. И, наконец, в случае схода лавины спасательные работы организует все тот же замыкающий.
  • Прежде, чем начать спуск, убедитесь, что ниже вас по склону никого нет. Ведь если вы сорвете лавину, она накроет и тех, кто внизу. Зачем вам брать грех на душу? Но даже если ничего ужасного не произойдет, в любом случае вы испортите спуск этим людям: они не смогут нормально кататься и получать удовольствие видя, как кто-то раскатывает снег у них над головой. Если же вы вошли в кулуар сбоку, то нужно оценить ситуацию не только снизу, но и сверху. Возможно, оттуда уже летит райдер. Тогда его нужно пропустить.
  • Во время спуска сосредоточьте свое внимание на рельефе снежного покрова. Он может неожиданно меняться: например, среди относительно мягкого снега появится задутый участок. Неожиданно возникшая у вас на пути снежная кочка подскажет вам, что под ней скрывается камень. Неподготовленный склон никогда не бывает идеально ровным. Нужно адекватно реагировать на все его бугры и впадины.
  • Выбор места для остановки и сбора группы — ответственная задача. Это место должно быть максимально безопасным в лавинном отношении, а склон — хорошо просматриваться в обе стороны. Обычно место для остановки выбирают на выкате — там, где склон становится пологим.
  • Вы должны остановиться в точке, которую старший выбрал как место сбора группы. Постарайтесь его не проскочить — не только потому, что вам придется идти потом пешком вверх, чтобы присоединиться к друзьям, но и по соображениям безопасности. Правило не оттормаживаться непосредственно перед теми, кто стоит на склоне, в полной мере действует и во внетрассовом катании. Даже опытный райдер может потерять контроль над лыжами или бордом и на полном ходу въехать в своих товарищей. Кроме возможных травм, нужно иметь в виду также и то, что групповое падение не лучшим образом скажется на лавинной безопасности.
Читайте также:  Особые виды и формы фигурного катания на роликах

Больше о лавинной безопасности можно узнать тут:

Как не попасть в лавину.

  • Те, кто стоит в точке старта и ждет своей очереди спуститься, не болтают друг с другом на приятные темы, а внимательно наблюдают за тем, кто в это время спускается по склону. Если он попадет в лавину, нужно запомнить место, где его видели последний раз. Это так называемая Last Seen Point. Искать своего товарища нужно начинать как раз с этой точки, и чем лучше вы запомните место, где ваш друг скрылся под снегом, тем меньше времени понадобится на поиск.

В то время, как один человек спускается, остальные внимательно наблюдают за ним.

Как правильно подобрать лыжи

Горные и беговые лыжи выбираются по разным критериям.

Чтобы правильно сделать этот выбор, нужно обратить внимание на такие параметры, как размеры и жесткость.

Существует универсальный способ выбора горных видов по росту:

  • мужчинам — рост минут 15 см,
  • женщинам – рост минус 20 см,
  • детям – рост минус 30 см.

Начинающему лыжнику рекомендуются короткие узкие лыжи с невысокой жесткостью. Жесткие подходят для профессионалов, которые своим мастерством и физической подготовкой могут компенсировать неожиданные сложности. Для детей изготавливают маленькие горные лыжи упрощенного варианта.

При езде коньковым ходом лыжи должны на 15-20 см быть выше головы, а длина палок, наоборот, короче роста лыжника на 15 см. Если палки поставить рядом, то их верхушка должна располагаться между плечом и краем уха лыжника.

Лыжи классической езды должны быть выше головы на 25-35 см. А палки ниже роста человека на 25-35 см.

Основным критерием подбора детского снаряжения должен служить их вес.

Самым маленьким деткам весом от 10 до 20 кг подходят лыжи длиной не более 70 см. С весом более 20 кг уже нужна длина до 90 см.