Дело в том, что у египетского селения Бени-Гассан археологи раскопали гробницу, относящуюся к третьему тысячелетию до нашей эры. Настенная живопись гробницы воспроизводила батальные сцены и, кроме того, донесла до нас более трехсот различных изображений борющейся пары: египтянина и чернокожего атлета. И тот и другой проделывают самые различные приемы, которые и сейчас можно встретить в различных видах борьбы и самозащиты. Эти изображения позволили ученым сделать вывод, что борьба с применением ударов и болевых приемов являлась составной частью боевого искусства Древнего Египта. И именно этой настенной живописью руководствовался я, давая описание приемов, использованных Камесом в бою с нубийцами.
А теперь давайте пересечем Средиземное море и перенесемся на два тысячелетия ближе к нашему времени так, чтобы из Древнего Египта попасть в античную Грецию VI века до нашей эры...
Среди беломраморных статуй и колонн афинского гимнасия, посвященного Аполлону Ликийскому, идут два человека. Один из них, крепкий еще старик в белом хитоне, мудрый греческий законодатель Салон. Другой явно, как выражались греки, варвар, в рубахе из овечьей шкуры, на поясе у него короткий скифский меч — акинак. Это скиф Анахарсис, проделавший далекое и опасное путешествие, чтобы узнать и понять обычаи просвещенных эллинов, познать их законы.
Салон и Анахарсис пришли в гимнасий в тот момент, когда его ученики готовились к атлетическим упражнениям. Раздевшись донага и весело переговариваясь, эти мускулистые статные парни начали растираться оливковым маслом.