Впервые появляется он на уже известной нам египетской настенной живописи в гробнице Бени-Гассана, то есть еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Но это, разумеется, всего лишь первая фиксация приема, родился он намного ранее этого времени.
Читая приведенное выше описание упражнений юных учеников древнеафинского гимнасия, вы, конечно, заметили, что и они были хорошо знакомы с броском захватом двух ног.
А вот уже римский писатель Апулей (II век нашей эры) описывает схватку на большой дороге, когда верзила — римский легионер пытается ограбить крестья- нина-огородника, и тот, видя, что никакие увещевания не помогают, вынужден вступить в схватку с вооруженным солдатом: «...сделав вид словно для того, чтобы вызвать сострадание, что он хочет коснуться его (солдата. — М. Л.) коленей, он приседает, нагибается, схватывает за обе ноги, поднимает их высоко вверх — и солдат с грохотом шлепается наземь. И тотчас хозяин мой принимается колотить его по лицу, по рукам, по бокам, работая кулаками и локтями...»
На средневековых рыцарских гербах можно видеть самые различные образцы оружия того времени, но наряду с ними вы найдете и изображение нашего старого знакомца — тот известный с древности прием, который теперь по достоинству занял место в одном ряду с арбалетами, копьями, мечами. На геральдическом щите герба два закованных в латы воина. Один из них замахнулся мечом на второго — безоружного. Но тот не спасовал в минуту смертельной опасности и, наклонившись, готовится опрокинуть противника на спину, захватив его ноги.