На самом деле направление не так важно, как бы парадоксально это ни звучало. Исследования показывают, что, несмотря на многообразие видов психотерапии, успех больше чем на две трети зависит от самого клиента: его готовности к изменениям, сильных сторон и ресурсов, социальной поддержки, жизненных обстоятельств.
О книге «Чакра-йога. Глубинный путь к духовному пробуждению»
Подробное красочное руководство для всех, кто хочет пробудить энергии тонкого тела и получить доступ к высшему источнику силы. О том, как сделать это с помощью йоги, рассказывает признанный на Западе эксперт по чакра-йоге Анодеа Джудит. По этой книге легко заниматься самостоятельно: каждый этап сопровождается подробным описанием и фотографией. Книга будет интересна и тем, кто уже занимается йогой, и начинающим. Анодеа Джудит – писатель, психолог, терапевт и духовный учитель. Считается одним из ведущих экспертов по совмещению чакра-йоги и терапевтических занятий и по интерпретации чакра-йоги для западных людей. Руководит центром обучения биоэнергетике, йоге и философии.
«Перепутаны все ножки, переломаны кроватки – вот к чему народ приводят в «Камасутре» опечатки»
В этом отношении она ничем не лучше и не хуже фитнеса, health ballet, танцев с шестом, того же планкинга, бега по утрам и прочих методов самоистязания ради здорового образа жизни. Или, как в свое время сказал один гуру-приколист, «называться йогой может все – и бодибилдинг, и биатлон, и шахматы». Правда, отправляясь в магазин за ковриком, надо четко знать и понимать некоторые вещи.
Во-первых. То, что сегодня нам предлагают многочисленные доморощенные гуру под видом традиционного искусства древней Индии, часто никакого отношения к традиции не имеет. Современная йога сложилась около 150 лет назад, так что все эти асаны моложе, чем футбол или теннис. К тому же их комплекс был в значительной степени переработан за последние 30 лет в расчете на европейского и американского потребителя. Конечно, нельзя безапелляционно утверждать, что в современной йоге от индийского и традиционного осталось только название, но всевозможные антигравити-йога, опорная йога, даосская йога и так далее уж точно являются современными изобретениями.
Во-вторых. На йогу, как и на любой другой вид спорта, надо приходить подготовленным. То есть как минимум физически развитым. Сказки о том, что правильный гуру способен за год сделать из офисного сидельца Брюса Ли, а из коровы сгибающуюся во все стороны тростинку – это именно сказки. Способные очень страшно закончиться. В околойогических кругах давно уже популярны свои врачи, специализирующиеся на профессиональных травмах. После осмотра они с удовольствием за чашкой кофе поведают вам о том, чем может обернуться поход к гуру без разработанного мышечного каркаса.
Список впечатляющий. Ссылка для читающих на английском, а для остальных – краткий пересказ.
Считающаяся одной из простейших асан поза собаки мордой вниз способна живо угробить вам ахилловы сухожилия.
Банальное сидение на коленях (ваджрасана) у привыкшего к стульям человека западной цивилизации приводит к ухудшению кровоснабжения седалищного нерва и его дисфункции. В американской клинической практике давно уже прижился термин yoga foot drop («йогический отказ ног») – как раз по этой причине.
Асаны, разрабатывающие шею и выполняемые в положении вниз головой, приводят к травмам позвоночных артерий, ухудшению кровоснабжения мозга и в конечном счете к инсульту.
Людям с варикозным расширением вен любые позы, связанные со сложенным или скрещенным положением ног, вообще противопоказаны, в особенности визитная карточка йоги – знаменитая поза лотоса.
Длительные упражнения в гибкости приводят к перерастяжкам связок – и многие индийские гуру давно уже втихаря заменяют свои изувеченные суставы на протезы.
Даже если занятия поначалу и принесли некоторое облегчение, если вы почувствовали легкость во всем теле неимоверную – это не значит, что проблем не будет потом. Через несколько месяцев или лет.
Дополнительно эта проблема усугубляется тем, что многие гуру совершенно не желают ждать, пока тело ученика приобретет необходимую гибкость, а вместо этого ему активно помогают. Могут, к примеру, попрыгать ногами у вас на позвоночнике или выдавить спину в нужную сторону, повиснуть на пояснице и так далее. Конечно же, ни медицинского образования, ни хотя бы диплома мануального терапевта никто из них не имеет – зачем? Древние знания, переданные от предков, заменяют все!
В-третьих. Проблема, прямо вытекающая из предыдущего пункта: даже сильно травмировавшись, адепты йоги крайне редко обращаются к нормальному врачу. Ведь гуру утверждают, что их занятия способны дать человеку необыкновенное здоровье и долголетие. А если у кого-то что-то заболело – то значит, он просто мало практикует йогу! Ну а врачи из обычных клиник, полжизни учившие анатомию, жалкие ничтожества по сравнению с ним, истинным знатоком Вед!
И наконец, в-четвертых. Никакой официальной системы сертификации йогических гуру не существует нигде – ни в России, ни в мире, ни даже в самой Индии. В отличие, скажем, от восточных единоборств, где все сверчки давно рассажены по шесткам: федерации принимают экзамены и выдают дипломы, а фриков видно за версту. Так что, отправляясь на занятия к гуру, объявление которого вы увидели в интернете или на фонарном столбе, вы каждый раз играете в русскую рулетку со своим организмом.
Но в общем-то, и это не самое страшное.
Несколько рекомендаций перед началом практики йога-нидры.
Итак, йога-нидра – это эффективный способ справиться со стрессом. Если Вы решили попробовать эту практику, Вам полезно будет узнать о самых распространенных реакциях, возникающих в процессе ее выполнения.
- Первая распространенная реакция – это сон. Может произойти так, что в процессе выполнения практики йога-нидры Вы заснете. Так случается часто. По мере тренировки Вы сможете оставаться в бодрствующем состоянии и выполнять все инструкции во время всей практики.
- Вторая возможная реакция – чередование периодов засыпания и бодрствования. Вы то погружаетесь в сон, то «выныриваете» из него и продолжаете практику.
- Еще одна возможная реакция – отсутствие каких-либо ощущений. Случается так, что человек, впервые практикующий йога-нидру, сообщает после: «Я вообще ничего не понял и ничего не ощутил». Так обычно бывает, если человек не привык наблюдать за тем, что с ним происходит, за своим внутренним состоянием. В этом случае стоит просто продолжать регулярную ежедневную практику, и постепенно появятся новые ощущения, например, ощущение глубокого расслабления и покоя.
- Иногда люди сообщают о том, что во время практики йога-нидры у них спонтанно возникали эмоции, могли пойти слезы. Обычно это связано с тем, что во время практики человек заглядывает внутрь себя глубже, чем он это делает обычно, и может столкнуться со спрятанными глубоко внутри эмоциями. Помимо спонтанно возникающих эмоций могут возникнуть неприятные ощущения в теле. Как правило, они имеют ту же природу, что и эмоции. Если продолжать регулярно практиковать йога-нидру, то такие ощущения и эмоции будут возникать все реже и реже, а затем исчезнут насовсем.
Последнее, о чем хочется рассказать – это о том, как часто следует использовать практику. Считается, что для достижения устойчивых результатов ее нужно использовать каждый день. Если Вы почувствуете необходимость практиковать йога-нидру больше одного раза в день, делайте это на здоровье.
Открытия и ощущения
Йога-нидра применяет не только метод ротации сознания, но и такие тантрические практики, как осознание всего тела, мозга и внутренних органов; слияние с землей и телом; сознание, пропитанное ощущением тяжести-легкости, жары-холода, боли-удовольствия. После расслабления сенсорно-двигательной сферы мозга переходят к практике пробуждения ощущений и переживаний. Во время этих практик мы ясно ощущаем, как все наше существо откликается на те процессы, которые происходят в отдельных частях тела и во всем теле в целом. В теле человека находятся многочисленные ткани и структуры, которые специально приспособлены для чувственного опыта: прикосновение, давление, изменение позиции, температура, боль, удовольствие и многое другое. Такие крошечные чувственные органы, как подкожные кровяные проприорецепторы нервных окончаний суставов, тельца, рецепторы боли и температуры накапливают всю информацию со всех частей тела и передают ее специфическим участкам и центрам в коре головного мозга. Исследователи считают, что большинство важных центров расположено у основания мозга и принимают активное участие в приеме пищи и воды, в регулировании температуры и различных ощущений боли и удовольствия. Как только мы осознаем ощущения тяжести-легкости, холода-жара, боли-удовольствия, мы стимулируем те центры мозга, которые отвечают за гармонизацию между нашим внутренним состоянием и внешним окружением. Каждая пара противоположных ощущений имеет соответствующую пару взаимодействующих мозговых центров, стремящихся к равновесию сил. Благодаря этой альтернативной парности Йога-нидра устанавливает гомеостатический баланс и даже усиливает его потенциал, проникая в подсознание. Так эта древнейшая наука преобразует весь опыт чувственной жизни посредством воздействия на человеческое тело.